| |||
| |||
| |||
|
Но в описываемом парадоксе более важно другое. Если для церковной системы миссионер является не более чем слугой, то в мире, в который он несет знание о своей истине, его фигура наделяется сакральным статусом и облекается властью.
Это, к слову, уже скорее специфика нашего времени, в котором носитель информации – изначально наделен собственностью, которая обосновывает его право на власть. Сегодня миссионер оказывается большим властителем дум, чем епископ, поскольку его языковая способность дает ему возможность говорить с миром обывателя, апеллируя к некому универсальному религиозному опыту. Жизнь Церкви, таким образом, оказывается под прицелом внимания общественности, но вовсе не в ее фактической функции связи повседневности с сакральным началом, но в связи информационной, рациональной. Церковь оказывается актором политического, социального и культурного поля, и при том парадоксально соотносится с идеей личного спасения и верования.
Толерантность и религиозная вражда
Ничто так не способствует развитию толерантности, как деятельность миссионеров. И чем большее количество религиозных конфликтов порождается благодаря их деятельности, тем очевиднее, что окружающий мир полон самых разных религий.
Сегодня де-юре мы живем в толерантном мультикультурном мире. За двумя этими достаточно шаблонными определениями стоит идея, согласно которой традиционная религия более не является смысловой основой, определяющей тип общественного устройства. Религия в толерантном обществе принимает роль культурного идентификатора и оказывается предметом скорее личного выбора, нежели системы, определяющей социальное мироустройство.
В этой ситуации высказывания о "Боге в душе", столь распространенные у невоцерковленных христиан действительно оказываются оправданы. Другое дело, что роль религии на самом деле вовсе не уменьшилась. Система общественного устройства, при которой все религии одинаково важны (хотя и не все одинаково полезны, если мы вспомним о радикальных верованиях) сама по себе является глубоко религиозной. Миссионер такой религии - это активист движения за права человека, глобалист или антиглобалист. И священная война продолжается, только ее воины уже не носят рясы, но их по-прежнему можно узнать по той убежденностью, с которой они декларируют причастность к истине и необходимость всему миру приобщиться именно к их вероучению. читать пред.  читать дальше |
||
|